Переходу стройотрасли от индексно-базисного метода ценообразования к ресурсному на данный момент препятствуют объективные факторы, который создают риски необоснованных трат бюджетных средств или к коррупции. Об этом замглавы Минстроя России Дмитрий Волков сообщил в интервью ТАСС.
Замминистра рассказал, что реформа ценообразования предполагает целый ряд задач, в частности, синхронизацию территориальных, отраслевых и федеральных сметно-нормативных баз, которая будет продолжаться до 2020 года. Важным, по его словам, является мониторинг строительных ресурсов по ценам производителей для определения актуальных цен. Для этого была создана федеральная государственная информация система (ФГИС) ценообразования в строительстве ФГИС ЦС, которая полностью исключает участие человека. В нее производители стройматериалов со всей России передают цену сделок с продажей ресурсов, а затем машина считает стоимость ресурса по специальной формуле, она и является стоимостью ресурса для сметы.
«В основе лежит совершенно здравая идея: если мы в такой-то ценовой зоне продали такие-то ресурсы в прошлом квартале по таким-то ценам, то агрегированная информация и даст справедливую среднюю цену ресурса в этом квартале в этой ценовой зоне. Но не все так просто», - отметил Волков, пояснив, что даже после тщательного анализа переданных в систему итоговые цены не бьются «со здравым смыслом».
«Во многих случаях, даже по обычным ресурсам система при автоматических расчетах дает нам некорректный результат. В части регионов она сильно занижает цену по ряду причин, например, из-за сезонных колебаний. И в значительном числе небольших регионов цена, выведенная ФГИС ЦС, на 20% оказалась меньше той, которая определяется методом снабженца. А в некоторых регионах, это касается крупных мегаполисов, наоборот, больше, - рассказал замминистра. - И это еще хуже, потому что тогда мы завышаем цену. Это происходит потому, что на практике этот конкретный ресурс покупают не в этом регионе, а в соседнем просто потому, что он там дешевле стоит, даже с учетом доставки».
Как полагают в Минстрое, суть проблемы состоит в определении территориальной зоны, которой является не регион, а некое экономическое пространство вокруг стройки. «И это динамический фактор, а не статический. Мы не можем сказать, что такая зона совпадает с административно-территориальным делением РФ…Рынок строительных материалов сложно устроен. И, применяя простую формулу усреднения, мы рискуем получить некорректный результат. А нам ошибиться и в ту, и в другую сторону очень опасно. Потому что мы либо занизим цену, и тогда строители не придут на конкурс, либо завысим, и это приведет к необоснованной трате бюджетных средств или к коррупции. Таким образом, нам нужно дополнительное время на то, чтобы проанализировать ситуацию более подробно», - сказал Дмитрий Волков.
Замглавы Минстроя также заметил, что трудности есть и с определением средних по стройотрасли заработной платы, которая с учетом накладных расходов в стоимости строительства разных объектов составляет от 20 до 35%. Здесь, по словам чиновника, также есть территориальный аспект. «Мы планировали брать данные Росстата. Но анализ показал, что если мы будем ими пользоваться, к примеру, для Якутии, где 3 млн квадратных километров и очень разные территории, то мы получим очень большой разброс, и он сильно повлияет на ценообразование. Мы должны Якутию разделить на несколько ценовых зон, чем мы сейчас и занимаемся, - сообщил он. - Кроме того, данные Росстата мы в некоторых случаях не сможем взять, поскольку их просто нет».
В Минстрое полагают, что необходимо считать зарплату, отталкиваясь от базы, которой, например, может быть отраслевое соглашение, то есть величины, которую профсоюзы и работодатели считают адекватной, умноженная в ценовой зоне на набор специальных, установленных трудовым законодательством, коэффициентов. «Мы также должны отработать и сделать более четким правовой порядок определения зарплаты. Все расчеты должны проверяться и утверждаться высшим органом исполнительной власти региона или федеральным органом исполнительной власти по методике, которую мы готовы предложить правительству и утвердить приказом Минстроя», - заявил он, добавив, что определенные сложности есть и с другим ценообразующим фактором - машинами и механизмами. «Взять, например, строительный кран. Мы какой кран должны заложить в ценообразование, импортный или отечественный? Казалось бы, надо отечественный: во-первых, дешевле, во-вторых — это поддержка отечественного производства. Но оказывается, что в некоторых случаях, во-первых, нет отечественных кранов, а во-вторых, использование более дорогой системы в конечном итоге дешевле», - пояснил он.
В связи со всеми нюансами реформы, в министерстве считают необходимым ввести в ее рамках переходный этап. «На этот период мы предлагаем (и будем просить правительство РФ с нами согласиться) изменить схему работы ФГИС ЦС, использовать фактическую цену предложения, и в анализ добавить крупных поставщиков, помимо производителей. Этот этап должен быть довольно длительным, потому что ценовые колебания носят годовой характер. Нам нужно собрать информацию, уточнить методику расчета ценовой зоны, вычислить агрегированную стоимость ресурса», - пояснил он.
Как рассказал замминистра, на переходном этапе в течение двух лет с помощью базисно-индексной модели планируется дать некоторым регионам возможность одновременно пользоваться ресурсного метода. «Сейчас, по сути, его применяют Москва, Московская область, Челябинск, Владимир и несколько других регионов. Они могут стать пилотными. Мы будем внимательно тестировать то, что мы получаем, перепроверять данные при помощи расчетно-аналитической модели (сейчас мы ее создаем) на каждом шаге, оценивать влияние на строительную отрасль. Плюс получим дополнительный опыт на пилотных регионах. В течение третьего года нужно дать возможность использовать ресурсно-индексный метод на всей территории страны, а еще через год дать возможность использовать ресурсный метод для бюджетных строек, постоянно проверяя его», - сказал Дмитрий Волков, добавив, что данное предложение уже прошло первый круг согласований с федеральными органами исполнительной власти и выносится на согласование правительства РФ.
В целом, замминистра положительно оценил проведенную за последние несколько лет работу по изменению системы ценообразования. По его словам, в кратчайшие сроки была проделана большая работа. «Наша задача — это все эффективно использовать, корректировать те вещи, которые не могут быть реализованы в том виде, в каком задуманы. Мы должны прийти к той же цели, решить те же задачи, но с мягкой корректировкой курса, шаг за шагом, тщательно просчитывая и перепроверяя последствия. Возможно, меня сочтут консерватором, но предложил бы принципиально уйти от слова "реформа", потому что реформы делают, как правило, одни, а страдают от них другие», - заключил он.