+7(499) 390 41 18, +7(926) 924-93-69 [email protected]сроинжгеотех.рф

115088 г. Москва,
2-я улица Машиностроения, д. 25 стр. 5. 

29.11.2016

В Москве обсудили нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение при проектировании сетей инженерно-технического обеспечения

24 ноября, г. Москва

Под председательством члена Совета НОПРИЗ Натальи Масловой состоялась конференция «Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение при проектировании сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе сетей газораспределения и газопотребления».

Участие в заседании приняли более 70-ти специалистов в области проектирования и строительства сетей инженерно-технического обеспечения, представители Национального объединения изыскателей и проектировщиков, разработчики нормативно-технической документации в области газораспределения — АО «Гипрониигаз», члены Подкомитета № 16 «Проектирование и строительство сетей газоснабжение и газораспределения» ТК 465 «Строительство», ООО «Газпром межрегионгаз», ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК», Ассоциация сварщиков полимерных материалов, представители учебных и экспертных организаций.

С докладами выступили: начальник отдела нормативной и разрешительной документации ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК», член НО «Ассоциация сварщиков полимерных материалов» Инесса Сафронова, начальник отдела технического развития и энергосбережения управления научно-технического развития ООО «Газпром межрегионгаз» Денис Рыбкин, начальник технического отдела АО «Гипрониигаз» Антон Хомутов, директор Ассоциации сварщиков полимерных материалов, начальник Управления сервиса и технического сопровождения ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК» Елена Зайцева, главный специалист отдела нормативной и разрешительной документации ООО «Группа ПОЛИПЛАСТИК» Илья Аверкеев.

Член Совета НОПРИЗ Наталья Маслова обозначила основную проблематику конференции. Она заключается в том, что в настоящее время при проектировании, строительстве и эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления используется большое количество разнообразных документов (это и федеральные законы, и постановления Правительства, технические регламенты и своды правил, и различные стандарты, в том числе, и СТО). Ряд документов содержит противоречия или неоднозначно трактуемые требования. Еще больше усложняет ситуацию то, что отдельные положения этих документов могут применяться на добровольной основе, а другие на обязательной.

Решением обозначенных вопросов занимается профессиональное сообщество, и ряд предложений был учтен и принят к сведению Правительством Российской Федерации. в 2015 году было профинансировано государственное задание по проведению анализа и мониторинга нормативной базы, в том числе по сетям газораспределения и газопотребления, который должен был выявить противоречивые требования действующих нормативов и рекомендовать структуру нормативных документов в области проектирования, строительства и эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления. Также в 2015 году Правительством России был принят ряд распоряжений (от 13.08.2015 г. № 1554-р, от 17.09.2015 г. № 1831-р) о необходимости внесения изменений в Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления. Внесены изменения в «Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (постановление Правительства № 1314). В сентябре текущего года вышло распоряжение Правительства РФ № 1938-р Изменения, которые вносятся в план мероприятий («дорожную карту») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Наталья Маслова также сообщила, что по результатам анализа, проведенного ЗАО НПВО «НГС-оргпроектэкономика» подготовлен отчет, который отразил, что в области проектирования и строительства сетей газораспределения и газопотребления необходимо актуализировать только своды правил СП 42-101, 102, 103 — это ведомственные правила ЗАО «Полимергаз», которые даже не включены в структуру нормативных документов, определенную действующим Федеральным законом № 184 «О техническом регулировании». Хотя, профессиональное сообщество неоднократно высказывало мнение о необходимости внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ с целью четкого разграничения понятий сети инженерно-технического обеспечения (сети газораспределения и газопотребления) и линейные объекты, упрощение требований по проведению экспертизы, вплоть до ее отмены, требования по сокращению состава проектной документации, приведение требований по вводу сетей в эксплуатацию в соответствие с положениями Градостроительного кодекса и многое другое.

Что касается данного Минэнерго России поручения о внесении изменений в технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, сегодня подготовлено постановление Правительства РФ по возможности проведения по проектной документации сетей негосударственной экспертизы, и на него получен положительный отзыв по результатам общественного обсуждения. Но Постановление пока не подписано. Что касается остальных изменений в ТРБС, на заседании ТК 465 «Строительство» 16 ноября 2016 года под председательством Хамита Мавлиярова было принято решение провести отдельное совещание по вопросу внесения изменений или его отмене для выработки предложений в Правительство РФ.

Завершая свой доклад, Наталья Маслова рассказала об изменениях в Постановление Правительства № 1314. Изменения были подготовлены Минэнерго еще в начале 2016 года, и размещены для общественного обсуждения с 17 июня по 7 июля 2016 года. К данной редакции поступало множество замечаний, в том числе, и от НОПРИЗ, но только 16 ноября 2016 года постановлением Правительства № 1203 были утверждены изменения в Постановление, которые оказались не столько значительными и не устранили имеющихся проблем. Минэкономразвития подготовило доклад в Правительство РФ по созданию единых унифицированных правил подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, и водоотведения). Министерство строительства и ЖКХ, в свою очередь, поддержало позицию Минэкономразвития, но дало ряд замечаний. В частности, о необходимости предоставления ТУ подключения по принципу «одного окна», т. е. выдачу ТУ заявителю на подключение ко всем сетям инженерно-технического обеспечения после однократного обращения в органы местного самоуправления; о необходимости разграничения работ по технологическому присоединению и созданию сетей; по исключению избыточных требований при выдаче ТУ и установлению в ТУ исчерпывающего перечня технических требований, необходимых для проектирования и некоторые другие замечания.

Обсудив все заявленные повесткой дня вопросы, участники конференции сочли необходимым проинформировать Координационный совет по совершенствованию нормативной базы в области проектирования, строительства и эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления и федеральные органы исполнительной власти РФ, уполномоченные в данной области деятельности о мнении профессионального сообщества в необходимости срочного внесения изменений в «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» в соответствии с действующим законодательством. До введения в действие измененной редакции «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» оценку соответствия при проектировании, строительстве и эксплуатации осуществлять согласно требованиям «Технического регламент о безопасности зданий и сооружений» — 384-ФЗ; внести изменения в Градостроительный кодекс РФ в части отмены получения отдельного разрешения на строительство сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе сетей газораспределения, с учетом опыта отдельных субъектов РФ в этом вопросе; а также уточнение основных понятий, применяемых в Градостроительном кодексе РФ: линейные объекты, сети инженерно-технического обеспечения, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, точка подключения, специализированная организация.

Также было решено внести в протокол заседания то, что в «Изменениях», которые вносятся в «Правила подключение (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.11.2013 г. № 1203 не решены следующие проблемы: не закреплено право застройщика-заявителя самому определять подрядчика для выполнения работ по проектированию и строительству (Градостроительный кодекс РФ часть I, п. 16), в том числе и вне границ своего участка (исключить п. 4 и п. 88 «Правил»); не исключены самостоятельные виды работ по проектированию и строительству сетей газораспределения из понятия «подключение». Под «подключением» всегда предусматривались только врезка и пуск газа. По своей экономической сути — это различные виды работ. Первые связаны с капитальными вложениями в развитие инженерной инфраструктуры, а вторые — с текущими расходами на оказание услуг, необходимыми для поставки энергоресурса; не решена проблема ограничения права иных организаций осуществлять подключение потребителей к сетям газораспределения. На практике именно ограничение конкуренции и монопольное положение газораспределительных организаций приводят к повышению суммарной стоимости за подключение.

В завершение было принято единогласное решение провести совместную конференцию по аналогичной тематике с ГУП МО «Мособлгаз».

 

Источник: НОПРИЗ



Последнее изменение страницы: 29 ноября 2016 г. 9:18:00